Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Эстрадное вокальное исполнительство в его лучших проявлениях на сегодняшний день является не только органической принадлежностью быта, но и своего рода атрибутикой современного музыкального искусства, что наглядно выражено при изучении художественно-эстетических потребностей современной аудитории.
Однако данный вид музыкального искусства стал активно развиваться в Российской Федерации только в последние десятилетия XX века. Исторический путь эстрадного вокального искусства в целом отличается высокой профессионализацией. Искусство эстрадного вокала включает в себя несколько направлений вокального искусства, среди которых, прежде всего, следует выделить народное и академическое пение.
В настоящее время эстрадные вокалисты в своем творчестве опираются на огромное разнообразие отечественного и зарубежного наследия. Это делает возможным и обязательным освоение ими универсальных вокальных навыков, обеспечивающих исполнение любого произведения, независимо от эпохи и стиля. Для выявления специфики технических приемов эстрадного вокала целесообразно рассмотреть их в контексте техники инструментального духового исполнительства, в частности, игры на саксофоне.
С началом XXI века отечественное искусство игры на духовых инструментах также перешло на новый этап своего развития. Важнейшей частью данного процесса является творческая деятельность саксофонистов. В настоящее время она характеризуется высоким уровнем исполнительского мастерства, некоторые аспекты которого представляется возможным сопоставить с искусством эстрадного вокала.
Изучением особенностей техники эстрадного вокала занималось множество как отечественных, так и зарубежных исследователей, в числе которых можно выделить Б. Дмитриева, А. Г. Менабени, В. П. Морозова, Р. Юссона, Э. Ховард, С. Риггз, Н.З. Андрианова и др. К числу отечественных исследователей технических приемов исполнительства на саксофоне можно отнести А. Ривчуна, Е. Андреева, Л. Михайлова, Б. Прорвича и И. Иванова.
Однако в отечественной исследовательской базе, в настоящее время, отсутствуют научные работы, посвященные сравнительному анализу технических приемов эстрадного вокала и инструментального исполнительства, в частности, игры на саксофоне. Это и обусловило актуальность настоящего исследования.
Объект исследования: технические приемы вокального и инструментального исполнительства.
Предмет исследования: технические приемы искусства эстрадного вокала и их специфика в контексте инструментального духового исполнительства, в частности, техники игры на саксофоне.
Цель исследования: произвести сравнительный анализ технических приемов эстрадного вокала и исполнительства на саксофоне.
Для достижения цели настоящего исследования были поставлены следующие задачи:
1. Выявление специфики эстрадного вокала;
2. Рассмотрение основных технических навыков и приемов эстрадного вокала;
3. Анализ голосообразующего процесса эстрадного вокалиста;
4. Обзор технических особенностей исполнительства на саксофоне;
5. Сопоставление приемов вокального эстрадного исполнительства и технических приемов, используемых при игре на саксофоне.
Данное исследование базируется преимущественно на системно-структурном и сравнительном методе. Для сравнительного анализа технических приемов вокального и инструментального исполнительства была изучена научная и методическая литература по рассматриваемой проблеме.
Настоящая курсовая работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Глава 1. Специфика эстрадного вокала
1.1 Технические навыки и приемы эстрадных вокалистов
Эстрадный вокал – явление, сформировавшееся в своих основных эстетико-художественных параметрах лишь в XX веке. Однако искусство пения, разновидностью которого является его эстрадно-массовый вариант, уходит своими корнями в глубь веков. Вокальная культура представлена еще со времен Ренессанса тремя пластами музыкального творчества – фольклором («первый» пласт), академической профессиональной музыкой («второй» пласт), музыкой быта и развлечений («третий» пласт).
Предлагая данную классификацию, ее автор – В. Конен – отмечает: «Не только в быту, но и в профессиональной среде до сих пор не изжито мнение: музыкальная культура Запада членится на два пласта – фольклор и профессиональное композиторское творчество. Между тем, помимо этих двух общепризнанных пластов, во все известные нам времена – от средневековья до нашей современности – музыка Европы и Америки насыщена бесконечным разнообразием других творческих видов, не укладывающихся ни в систему крестьянского народного творчества, ни в закономерности профессиональной школы».
Эстрадный вокал издавна был достоянием «третьего» пласта музыкального творчества, причем истоки его заключены в фольклоре. В образцах песенного творчества разных народов можно обнаружить специальные концертные жанры, рассчитанные на исполнение перед публикой. Особенностью функционирования пластов музыкального творчества является их постоянное взаимодействие. Более того, академическая музыка всегда питалось интонационными идеями, заимствованными не напрямую из фольклора, а именно из «третьего» пласта.
Вводя понятие интонационной идеи, Е. Маркова отмечает, что сферой ее бытования являются лексические слои прикладных жанров, которые «имеют тенденцию порождать некоторое композиционное качество, сосуществующее с функциональной наполненностью формы».
В музыкальной культуре разных эпох и периодов всегда существовали и существуют «легкие» жанры, которые составляли и составляют основу потребительского интереса массовой музыкальной аудитории. По В. Конен, «третьепластовые» музыкально-творческие виды начали приобретать особое значение со второй половины XIX в., в «век урбанизации и вторжения в искусство коммерческого начала».
Для характеристики этой сферы музыкального творчества употребляются разные названия: «Иногда ограничиваются понятием “окружающая нас музыка” (Х. Бесселер). Чаще всего их называют “городским фольклором”. Также широко принят на Западе термин “тривиальная музыка” (К. Дальхауз). В наши дни прочно вошел в жизнь термин “между музыка” (“Mezza-musica”), введенный Карлосом Вега.
С начала ХХ в. в концертно-эстрадный жанр проникают влияния джаза в его вокальных истоках (блюз, баллада и др.), широко практикуются различные виды городского романса, в славянских странах – цыганского пения. Особенностью эстрадного пения в исполнительском аспекте является его особая природа, в равной степени характерная для всех «третьепластовых» форм вокального музицирования, даже если создателями песен являются профессиональные композиторы, а исполнителями – профессиональные певцы.
Главное отличие вокально-исполнительского творчества в эстрадно-джазовой сфере от академического, в частности, оперного вокала, заключается в том, что, если в академической традиции певец или певица должны каждый раз перевоплощаться в новый сценический образ, то в эстрадно-джазовом пении они показывают «сами себя»: «Вот почему каждый певец джаза должен иметь свой оригинальный репертуар и саунд». Действительно, «невозможно представить, чтобы кто-то запел чужой репертуар с чужой интерпретацией».
Формула «голос – это человек», предложенная Е. Назайкинским, прямо соотносится с аксиомой Ж. Бюффона «стиль – это человек». В пении, в его разных видах и жанровых типах это проявляется нагляднее всего. Ведь слуховое восприятие голоса певца или певицы ориентировано, во-первых, «не на акустику, анатомию и физиологию голоса, а на связанные с ними черты облика человека. Именно они, знакомые слушателю по его жизненному опыту, но не только по опыту, а во многом и через систему инстинктивных предзнаний, оказываются главными, определяющими».
Во-вторых, «слуховая оценка характера голоса является целостной и объективированной», подчиненной «постулату непосредственности», который «действует в областях, где нет промежуточных знаковых слоев». Звуки голоса «непосредственно содержат в себе сведения о состоянии человека, о его характере, мгновенно оцениваются не только как звуки, а как и само состояние, как сам человек».
В эстрадном вокале складывается особая система профессионализма, направленного на обязательное владение певцами и певицами техникой вокала в сочетании с целым рядом приемов психологического воздействия на аудиторию.
Эстетика и поэтика музыки «легкой», распространяется на все средства музыкальной выразительности, в том числе и на вокально-исполнительские. При всей индивидуальности, к которой стремятся эстрадные вокалисты-исполнители, существует константная основа их манер пения, которую с точки зрения вокальной методологии Н. Дрожжина определяет как «технику
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно - методическая разработка. М.: 1999.
2. Берлиоз, Г. Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке. В 2 томах. – М. Музыка, 1972. – 840 с.
3. Бутман И. Саксофон – инструмент не академический // Музыкальные инструменты. 2006. № 12. С. 10-12
4. Воронцов Ю. Саксофон: и класика, и джаз // Музыкальные инструменты. 2007. № 13. С. 28-29.
5. Ганичева, Ю. В. Осознание художественного образа музыкального произведения как основная задача музыканта-интерпретатора // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – № 5. – 2016. – С. 24–30.
6. Глинка М.И. Упражнения для усовершенствования голоса, методические к ним пояснения и вокализы-сольфеджио. М. : 1963. 72 с.
7. Гонтаренко, Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства / Н.Б. Гонтаренко. Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 183 с.
8. Григорьев, В. Ю. Исполнитель и эстрада / В.Ю.Григорьев. М.: Издательский дом Классика - XXI, 2006. - 156 с.
9. Дмитриев Л.Б. Голосообразование у певцов. М. : Музыка, 1962. - 511 с.
10. Дрожжина Н. В. Теоретико-методичнi засади естрадно-джазового спiву.// Н. В. Дрожжина. — Харкiв : «Май дан», 2010. — С. 1–42.
11. Емельянов, В.В. Развития голоса: координация и тренинг / В.В.Емельянов. СПб.: Лань, 2007. - 192 с.
12. Иванов В. Основы индивидуальной техники саксофониста. М.: Музыка, 1993. - 55 с.
13. Иванов В. Саксофон. М.: Музыка, 1990. - 62 с.
14. Конен В. Дж. Третий пласт / В. Дж. Конен // Совесткая музыка. — 1978. —№ 5. — С. 113–118.
15. Леонов В. Основы теории исполнительства и методики обучения игре на духовых инструментах. Ростов н/Д: Издательство РГК им. С. С. Рахманинова, 2014. 346 с.
16. Марио Марафьоти. Метод пения Карузо. Научный подход к голосообразованию. Пер. Н. А. Александровой. СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки». 2015. – 346 с.
17. Маркова Е. Н. Интонационная концепция истории музыки : авто реф. дис. на соискание учен. степени канд. искусствоведения: спец. 17.00.02 «Музыкальное искусство» / Е. Н. Маркова; Киев. гос. конс. им. П. И. Чайков ского. — К., 1991. — 38 с.
18. Материалы мастер-класса преподавателя государственного музыкального училища эстрадно-джазового искусства им. Гнесиных А.С. Полякова. М., 2017. 24 с.
19. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. М. : Просвещение, 1987. 95 с.
20. Назайкинский Е. В. Звуковой мир музыки / Е. В. Назайкинский. — М. : Музыка, 1988. — 254 с.
21. Никитин В.В. Особенности эстрадного вокала для начальных классов школ искусств: метод. разработка. М., 2017. 13 с.
22. Риггз. С. Пойте как звезды. П ://Питер. 2015. 119 с.
23. Рудаков Е. А. Рауль Юссон и его исследования / Е. А. Рудаков // Певческий голос: исследования основных физиологических и акустических явлений певческого голоса : [ пер.с фр.] / Р. Юссон. — М.: Музыка, 1974. — С. 3–38.
24. Поляков А.С. Методика преподавания эстрадно - джазового пения - М.: Согласие, 2015. – 248 с.
25. Степурко О. Скет импровизация: школа Джонни Митчелл (би-боп и латино). Метод «ScatDrums» Боба Столова. Соло на джазовые стандар ты . — М.:«Камертон», 2006. — 76 с.
26. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению / Г.П. Стулова. М. : Прометей, 1992. - 271 с.
27. Федорович Е.Н., Тихонова Е.В. Основы музыкальной психологии : учеб. пособие, 2-е изд. М. : Изд-во "Директ-медиа". 2014. - 279 с.
28. Ховард, Э. Вокал для всех / Элизабет Ховард и Ховард Остин. Москва:Смолин К. О., 2007. - 64 с.
29. Чарели Э.М. Как развить дыхание, дикцию, голос. Екатеринбург.: 2000. - 300 с.
30. Эстрадно-джазовое искусство: история, теория, практика: Материалы I Международной научно- практической конференции (16-17 апреля 2018 года): сборник статей / науч. ред. Л.С. Зорилова, Е.Н. Борисова, К.В. Политковская. - М.: Академический проект, 2020. - 346 с.